«В педагогическом институте - будь то во Владимирском, Череповецком или Вологодском, где преподавал студентам Александр Соломонович, да и в других провинциальных вузах, разработка тематики, связанной с фашизмом, как и международной проблематики вообще, мягко говоря, не поощрялась. Значительная часть усилий Бланка уходила… на то, чтобы отстоять свое право на исследование темы… Обычно подобная тематика сразу же вызывает настороженность начальства: «почему не занимаемся нашими, местными сюжетами?». Такого чиновника постоянно гложет вопрос: «Что его все на заграницу тянет?»
«Александру Соломоновичу постоянно приходилось заниматься проблемами истории фашизма при косых взглядах сверху. При таком отношении он был всецело в руках партийного чиновника, который… может легко лишить заграничной командировки в архивы, отказать в поездке за рубеж на конгресс. То же Министерство просвещения регулярно отказывало Бланку - одному из самых ярких и талантливых историков своего ведомства - в подобных командировках».
//Кашин Р.Г. Опередивший время. - М.: Граф-пресс, 2006. - С. 114-116.

«Пожалуй, наибольший вклад был внесен А. С. Бланком в изучение ранней истории нацизма и его идеологического багажа. В свое время большую помощь преподавателям и студентам оказал написанный А. С. Бланком спецкурс, в третьей части которого впервые в нашей историографии в систематизированном виде были рассмотрены все составные части нацистской идеологии, показан в общих чертах ее генезис.
Монография А. С. Бланка по истории раннего нацизма была первым в нашей стране крупным исследованием наименее изученного периода истории германского фашизма — периода 20-х годов, когда складывались организационные формы и структура нацистского движения, вырабатывались методы пропаганды, приемы вербовки «политической пехоты».

Особое место в книге было уделено проблеме формирования нацистской идеологии. Скрупулезно проанализировав развитие Германии в начале XX века, А. С. Бланк пришел к выводу, что германские правящие круги стремились к поискам «такой системы взглядов, концепций и идей, которая в сложившихся условиях могла бы наиболее эффективно противостоять марксизму, обеспечить осуществление политических и экономических целей монополистической буржуазии».
Нацистская идеология, несмотря на свою архиреакционность, эклектичность и т. п., смогла проникнуть в умы миллионов немцев и завладела их сознанием на многие годы. Причины этого весьма сложны и не до конца выяснены и сегодня. А. С. Бланк был одним из первых, кто пытался в своих работах дать объяснение этому феноменальному явлению. Он указывал на относительную самостоятельность нацистской идеологии, на то, что выражая интересы и преследуя цели реакционных кругов, она одновременно предназначалась для внедрения в сознание других социальных сил, в том числе рабочих, крестьян, интеллигенции и, «таким образом, должна была предстать в качестве общенациональной...».

«А. С. Бланк был одним из немногих отечественных исследователей, кто начал развивать перспективное (и весьма сложное) направление: анализ социально-психологических аспектов истории нацизма. Очень актуально звучат в сегодняшней России мысли А. С. Бланка о необходимости ранней диагностики таких опасных социальных явлений, как накопление «потенциала» страха и ненависти, жестокости и беспринципности, коррупции и приспособленчества, тревоги и неуверенности, которые зажигают «зеленый свет» для «спасителей нации», обещающих избавить ее от социальных болезней путем установления власти «сильной личности», наведения «порядка» и «укрепления» нравов.
Несомненной заслугой А.С. Бланка была попытка дать новую дефиницию фашизма. Для этого в 1982 году нужна была немалая смелость, поскольку незыблемыми казались постулаты VII конгресса Коминтерна. Ученый полемизирует с известным определением фашизма и делает вывод, что «фашизм не только кровавая и террористическая диктатура наиболее реакционных кругов монополистической буржуазии, но одновременно и уникальная по характеру система создания противоречащих интересам народа ложных «национальных единств» в масштабах большей части нации, политический и военный инструмент внешнеполитической экспансии путем прямой агрессии», что фашизм — это и специфическая система «создания социально-психологических настроений, основывающихся на негативной, деструктивной базе...».
Галактионов Ю.В. Феномен национал-социализма как объект изучения (к характеристике научного наследия А.С. Бланка) //Уроки и проблемы изучения истории Второй мировой войны: российская научно-практическая конференция. - Вологда: Изд-во Вологодского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1995. – С. 23-24.

«Впервые в отечественной историографии им были проанализированы основные составные части нацистской идеологии. При этом был сделан важный вывод о том, что "социальная демагогия и идеологическая обработка масс в нацистском духе играли не меньшую роль, чем террор, в процессе развития и укрепления фашизма в Германии". А. Бланк одним из первых поднял вопрос о социально-психологических предпосылках становления фашизма».
Петелин Б.В. История германского фашизма в трудах А.С. Бланка // Актуальные проблемы археографии, источниковедения и историографии: Материалы конференции, посвященной 50-летию Победы. - Вологда, 1995. - С. 35.
«Сам активный участник войны, А.С. Бланк хорошо понимал необходимость антифашистской работы среди молодежи, и в первую очередь на молодежную аудиторию были рассчитаны его статьи и книги о неонацизме. Причем, важной особенностью этих работ является то, что А.С. Бланк показывает исторические корни неонацизма, связь фашизма старого и нового».
Галактионов Ю.В. Феномен национал-социализма как объект изучения (к характеристике научного наследия А.С. Бланка) //Уроки и проблемы изучения истории Второй мировой войны: российская научно-практическая конференция. - Вологда: Изд-во Вологодского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 1995. – С. 24.
 

на главную страницу