«После зачисления в аспирантуру, в ходе первой встречи с А.С., уже как с научным руководителем, мы обозначили тему так, чтобы она имела отношение к истории КПСС. Она звучала примерно так: «КИМ и ВЛКСМ в организации помощи республиканской Испании в годы гражданской войны 1936-1939 гг.». В ходе первых встреч Александр Соломонович научил меня записывать до 10 формулировок темы, названия параграфов, каких-то определений, чтобы обсуждая (или размышляя), приходить к тому, что я хочу этим сказать… Это был первый урок моего нового преподавателя, который стал моим ПЕРВЫМ УЧИТЕЛЕМ в науке. Все время пока мы с ним работали вместе, он делился со мной маленькими секретами научной работы историка».
«В ходе работы над диссертацией, шеф научил меня еще некоторым хитростям: не экономить бумагу и писать на одной стороне листа; оставлять большие поля слева; начинать каждую новую тему даже внутри параграфа с новой страницы и т.п. Все это давало возможность (тогда еще не было компьютеров с их возможностями редактирования текста) компановать текст не переписывая его заново…, просто перекладывая листы на нужное теперь по смыслу место. Этот прием сберегал много времени как при ручной, так и при машинописной работе с текстом. Я потом учила этому и своих студентов (в докомпьютерный период)». (В.А. Талашова. Из неопубликованных воспоминаний).

«Я еще не видела, да и даже не знала о фильме Ромма «Обыкновенный фашизм», а Александр Соломонович разрабатывал спецкурс по фашизму и, скорее всего, он читал фрагменты своего спецкурса, а не программное содержание темы (как я ее себе представляла), и он два часа раскрывал тему основные черты фашистского режима.
Я сидела и с интересом слушала его лекцию, спокойно фиксируя для себя эти черты:
-единая идеология с ее особенностями…
-однопартийная политическая система…
-единые общественные, молодежные, спортивные… организации»…

«Обыкновенный фашизм» был впервые показан на факультете в 1973-74 учебном году в рамках спецкурса А.С. Бланка «Германский фашизм и западногерманский неонацизм 1919-1969». Потом, уже когда я читала курс сама, мы обязательно смотрели его в теме «Германия 1918-1939» сначала заказывая его в кинотеатре «Салют», а потом, когда появились видеомагнитофоны и кассета с фильмом, в аудитории… Сегодня это кассета у меня в домашней видеотеке…
Вскоре в Вологде были изданы в 2-х частях материалы к спецкурсу А. С. Бланка «Германский фашизм и западногерманский неонацизм», затем отдельной книгой и третья часть: «Идеология германского фашизма». Это учебное пособие А.С. Бланка стало одним из самых востребованных, а скоро и библиографической редкостью…». (В.А. Талашова. Из неопубликованных воспоминаний).

Б.В. Петелин «в 1970 г. поступил в Вологодский государственный педагогический институт на исторический факультет. К истории у него отношение было самое серьезное. Повезло с преподавателями: на кафедре всеобщей истории работал профессор А.С. Бланк, который уже к тому времени был известным ученым, специалистом по германской истории. Благодаря его инициативам в начале 1970-х гг. при ВГПИ было создано Проблемное объединение по германской истории, сыгравшее заметную роль в становлении и развитии отечественной германистики. Для студента, а затем учителя Бориса Петелина, Александр Соломонович оказался тем наставником, который до самого конца (скончался 20.01.1985 г.) помогал своему ученику в жизни и научной деятельности, несмотря на все препятствия, которые тогда чинились известному ученому”.
Стрелец М. Б.В. Петелин: Ученый, педагог, гражданин // Historia Provinciae – журнал региональной истории. - 2018. - Т. 2. (№ 2). - С. 4.
 

на главную страницу