А.С. Бланк родился 3 июля 1921 года в Одессе. Отец его был одним из первых советских юристов, активным участником установления Советской власти на юге Украины, мать – преподавательница и переводчица иностранных языков.
В 1937 году А.С. Бланк вступил в комсомол, а через несколько месяцев Одесский горком комсомола направляет его, ученика 9-го класса, на работу пионервожатым в детский дом для детей борцов республиканской Испании. К концу 1938 в Советском Союзе было 15 таких детских домов.
В 1938 году А.С. Бланк с отличием заканчивает среднюю школу и поступает на исторический факультет Одесского государственного университета. Он интересуется новейшей историей, занимается в студенческом научном кружке под руководством профессора К.П. Добролюбского, выступает с сообщениями на научных студенческих конференциях. Работа студента А. Бланка о революционном подъеме в Чили в 1930-х годах была отмечена на научной конференции в университете. В списке научных работ А.С. Бланка из личного дела присутствуют две студенческие публикации: «Революционный подъем в Чили в 1931–1932 гг.» (1939 г.) и «Восточно-африканский театр второй мировой войны» (1940 г.).

В 1939 году, будучи студентом, А.С. Бланк становится внештатным сотрудником областных газет «Большевистское знамя» и «Молодая гвардия», где регулярно публикуются его статьи. Он прекрасно знал немецкий, английский, французский языки; увлекался историей, литературой, техникой, музыкой.
«С первого курса университета Бланк увлекся джазом. «Несколько студентов университета организовали самодеятельный джазовый оркестр. Его возглавил А.С. Бланк, снискавший популярность среди однокурсников под именем Алик. Душа кампании, авторитетный лидер, он, к тому же, обладал музыкальными способностями». До последних лет жизни Бланк хранил свою скромную первую скрипку, иногда снимал ее со стены и даже пытался воспроизводить кусочки того, прежнего репертуара» //Кашин Р.Г. Опередивший время. М.: Граф-пресс, 2006. - С. 35.
В первые дни Великой Отечественной войны в Одессе был сформирован студенческий добровольческий истребительный батальон НКВД, в который одним из первых вступает студент А. Бланк. Он участвует в обороне Одессы и Кавказа (награжден медалями «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «20-летие Победы над Германией»). После тяжелой травмы (по другим данным ранения) его эвакуируют в Саратовский госпиталь. После излечения комиссия признала его негодным для дальнейшего прохождения службы в армии.
Не теряя времени он экстерном заканчивает обучение в университете, сдав в 1942 г. государственные экзамены в своем же Одесском университете, который в то время был эвакуирован в Майкоп.

С 1942 года А.С. Бланк стал старшим научным сотрудником Центрального Государственного архива СССР, который был эвакуирован в Барнаул, а также ассистентом кафедры марксизма-ленинизма Барнаульского сельскохозяйственного института.
В начале 1943 года А.С. Бланк добивается возвращения на фронт и попадает на Сталинградское направление. Об одном из важнейших и интереснейших периодов в жизни Александра Соломоновича рассказывает его ученик, автор биографической книги о нем Рудольф Геннадьевич Кашин:
«Здесь судьба Александра круто изменилась. Командование фронта, предвидя победоносный исход битвы, приступает к формированию переводческого корпуса для предстоящей работы с военнопленными 6-й армии Ф. Паулюса и ее руководящим составом. С февраля 1943 г. А.С. Бланк в качестве офицера-политработника откомандирован в один из таких лагерей для немецких военнопленных. Будучи переводчиком, он лично наблюдал «путь прозрения» Фридриха Паулюса и был в определенной мере участником этого сложного процесса.
Из Сталинграда руководящий состав разгромленной 6-й армии в начале февраля был переправлен в подмосковный лагерь для военнопленных в Красногорск, а в конце апреля 1943 года дислокация этого лагеря изменилась, и пленные генералы оказались в маленьком тихом районном городке Суздале… Вместе с Паулюсом в лагере содержались генерал-полковники В. Зейдлиц и К. Штреккер, генерал-лейтенант Шлемер, генерал-майоры Корфес и Латтман, сотни офицеров различного ранга разгромленной под Сталинградом армии. В лагере пленных их судьбу разделили союзники нацистов - итальянские, румынские и венгерские генералы и офицеры.
Александру Соломоновичу доверены ответственные задания командования, связанные с работой среди немецких антифашистов и военнопленных. Он отдает все силы решению этой нелегкой задачи - убедить вчерашних «солдат фюрера», что фашизм пагубен не только для всего мира, но и для самой Германии, ее народа. Процесс перевоспитания пленных он считал «главным университетом» жизни и значительную часть своих усилий направлял на то, чтобы помочь немцам открыть богатство и гуманизм мировой культуры...»
Работа с военнопленными «была чрезвычайно интересной, давала возможность каждодневно и в максимальном приближении изучать фашизм, психологию немцев, их нравы, обычаи, взгляды, вникать в европейскую историю, ее зигзаги и перипетии...
В процессе общения с пленниками Суздаля - длительного и повседневного - углублялось знание языков, росла наблюдательность. Многое давала возможность видеть со стороны жизнь не только немцев, но и румын, итальянцев, венгров, испанцев. Румыны, всегда ощущавшие себя союзниками поневоле, прозревали быстрее всех. Одним из первых антифашистов стал немецкий полковник Луитпольд Штейдле. Переосмыслив прошлое, сменил убеждения и генерал-майор Отто Корфес, будущий историк в ГДР. Такую же переоценку ценностей сделал и генерал фон Зайдлиц.
Особую страницу в биографии молодого офицера занимает работа с Паулюсом, которая длилась на протяжении почти шести месяцев. Бланк нередко вспоминал дискуссии В. Пика с Ф. Паулюсом, беседы И.С. Новикова с немецким фельдмаршалом, свои, зачастую продолжительные беседы с главным пленником Суздаля на пути к его прозрению. «Переосмысление ценностей» со стороны Паулюса во многом происходило в результате их общения. Вот одна из записей дневника молодого офицера. «Однажды во время беседы в июне 1943 года, надолго задумавшийся Паулюс прервал молчание и спросил меня: «Вы помните историю греческого царя Леонида, который принес в жертву себя и триста своих воинов, пав в безнадежном с военной точки зрения бою в Фермопильском ущелье? Роль царя Леонида была предназначена мне. Но... режиссер просчитался. Вместо Фермопил получились Канны. А это уже другая драма».
«Опыт общения с Паулюсом, работа Бланка в лагерях немецких военнопленных изложены достаточно широко в его многочисленных публикациях… Тридцать лет спустя после освобождения из плена, полковник Уитпольд Штейдле написал на подаренной Александру Соломоновичу книге «Решение на Волге» такие слова: «Нашему другу и товарищу по борьбе профессору Бланку на память о первых, но решающих часах и годах в Советском Союзе с тысячью благодарностей за все то, что Вы сделали для меня лично и моих друзей». Книга написана по зрелому размышлению, на основе большого жизненного опыта. В плену Штейдле стал антифашистом, а затем, на родине, министром здравоохранения в ГДР, обер-бургомистром Веймара, виднейшим деятелем Христианско-демократической партии ГДР».
// Кашин Р.Г. Опередивший время. М.: Граф-пресс, 2006. - С. 49-50, 63-66.

Наблюдения, сделанные в лагере военнопленных, стали основой для первых научных работ по этой теме. В уже упоминавшемся списке публикаций из личного дела Александра Соломоновича есть работа под названием «К вопросу об истории возникновения антифашистского движения среди немецких военнопленных» (Иваново, 1943; 4 печатных листа).
В 1946 году А.С. Бланк демобилизуется из рядов Советской Армии и всю свою дальнейшую жизнь посвящает исторической науке и обучению студентов. В 1946–1947 он работает старшим преподавателем кафедры всеобщей истории Владимирского педагогического института, а с 1947 по 1954 гг. заведует кафедрой истории во Владимирском педагогическом институте. Одновременно с этим А.С. Бланк работает старшим преподавателем кафедры всеобщей истории Владимирского отделения Высшей партийной школы при ЦК КПСС.
«Годы, проведенные во Владимире, были для начинающего ученого нелегкими. Приходилось вести почти двойную нагрузку в институте, в университете марксизма-ленинизма и обществе «Знание», чтобы обеспечить семье более или менее сносное существование. Жили впятером в одной комнате размером 22 кв. метра с обвалившимся пузырчатым потолком, который чудом держался на установленной среди комнаты подпорке…Большую часть вечеров семья оставалась без света: он постоянно отключался, и Бланку приходилось часто писать при свечке».
// Кашин Р.Г. Опередивший время. М.: Граф-пресс, 2006. - С. 83.

В 1951 году Александр Соломонович защитил кандидатскую диссертацию, и в июле 1952 г. Ученый Совет Горьковского университета присудил А.С. Бланку степень кандидата исторических наук.
В 1954–1955 гг. Александр Соломонович исполняет обязанности доцента кафедры истории Курского педагогического института, а с 1955 по 1965 гг. работает старшим преподавателем и доцентом кафедры марксизма-ленинизма в Череповецком педагогическом институте. С 1965 по 1969 гг. возглавляет кафедру марксизма-ленинизма в Череповецком педагогическом институте и совмещает обязанности (1967‒1969 гг.) с руководством аспирантурой по истории КПСС в Вологодском государственном педагогическом институте.

С 1969 года жизнь А.С. Бланка связана с Вологодским государственным педагогическим институтом, где он работает в 1969-1975 гг. заведующим кафедрой истории (с 1972 г. кафедра всеобщей истории), и с 1975 по 1985 гг. ‒ профессором-консультантом.
Преподаватели исторических кафедр Вологодского государственного педагогического института. Стоит справа первый А.С. Бланк
План будущей монографии с правками А.С. Бланка

Научные интересы А.С. Бланка были сосредоточены на проблемах отечественной истории, международного коммунистического и рабочего движения, но главной темой исследований остается история Германии.
К числу наиболее известных его трудов относятся: «Коммунистическая партия Германии в борьбе против фашистской диктатуры. (1933-1945)» (1964г.), «Наша цель – свободная Германия» (1969 г.), «В сердце третьего рейха» (1974 г.), «Адвокаты фашизма. Легенды и мифы реакционной буржуазной историографии о германском фашизме» (1974 г.), «Из истории раннего фашизма в Германии» (1978 г.), «Старый и новый фашизм» (1982 г.), «Rote Kapelle gegen Hitler» (Berlin, 1979), «Die deutsche Kriegsgefangenen in der UdSSR» (Köln, 1979). Научные труды А.С. Бланка публиковались в ГДР, Польше, Болгарии, Чехословакии, Франции, ФРГ.
В 1951 году он защитил кандидатскую диссертацию. В 1956 году стал доцентом, в 1965 году защитил докторскую диссертацию по теме «Коммунистическая партия Германии в борьбе против фашистской диктатуры (1933–1945)». В 1967 году ему было присвоено ученое звание профессора. Под его научным руководством проходили обучение почти 30 аспирантов (С.С. Дмитриев, В.А. Сазонова (Талашова), Л.В. Тестов, Л.А. Шорохов, А.К. Воробьев, Р.Г. Кашин, А.Е. Дмитриев, А.В. Патралов, В.В. Касьянов, Т.О. Спивак, А.А. Иванов, Б.Л. Хавкин, Н.Д. Тотьмянин, Ю.Н. Филиппов, Н.В. Калашникова, С.И. Кузьмина и др.).
В 1970–1980-е гг. в Вологде действовало созданное по инициативе А. С. Бланка Проблемное объединение по германской истории, объединившее историков-германистов страны; проводились всесоюзные и республиканские конференции, издавались научные сборники.

Александр Соломонович Бланк умер 20 января 1985 г. в Вологде, но заложенные им научные традиции получили дальнейшее развитие в трудах российских историков-германистов, его учеников.

 

Государственная публичная историческая библиотека России благодарит В.А. Талашову, Н.Э. Вашкау за предоставленные из личных архивов (в том числе профессора А.И. Борозняка) материалы об Александре Соломоновиче Бланке.

 

на главную страницу